МОНТЕССОРИ-МАТЕРИАЛЫ
КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В
соответствии с действующим федеральным государственным общеобразовательным
стандартом в программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.
Комаровой, М.А. Васильевой выделяется развивающая функция образования, которая
обеспечивает становление личности ребёнка и нацеливающая педагога на его
индивидуальные особенности. В данной программе показаны все основные элементы
воспитания и образования ребёнка от рождения до школы. Особым разделом в
содержании образовательной области «Познание» представлено «Сенсорное
развитие», направлением которого, является сформирование у детей разных
возрастных групп познавательных интересов и интеллектуального развития.
Сенсорным развитием является,
восприятия ребенка, а так же формирование представлений о свойствах предметов: их
форме, цвете, величине и так далее. Познание начинается с понимания предметов и
явлений окружающего мира.
Под сенсорными
способностями подразумевается функциональные возможности организма, которые
обеспечивают ощущение и приятие ребенком себя самого и окружающего его мира.
Сенсорное развитие – это
одно из условий успешного познания различной практической деятельности. Начало
сенсорных способностей положено в основном уровне сенсорного развития, которое достигается в младшем
дошкольном возрасте. На данном периоде
при определенных условиях у ребенка развиваются различные способности,
пополняющие сенсорный навык ребенка при помощи зрения, органов чувств,
осязания. Ребенок начинает понимать различия предметов по величине, по форме и
цвет [2].
На
данный момент, в современном мире развитие сенсорных способностей у детей
младшего дошкольного возраста является актуальной проблемой исследования.
Познание ребенком самого себя и окружающего его мира начинается с
рассматривания, с ощущения и восприятия. Развитие ощущения и восприятия дает
толчок для появления всех других познавательных процессов (память, воображение,
мышление). Развитие сенсорных способностей – это основание для
совершенствования практической деятельности нынешнего поколения. В
исследованиях Б.Г. Ананьев, отмечается что, самые лучшие результаты в науке
рассчитаны не только на человека мыслящего, но и на человека ощущающего [1].
В
исследовании сенсорного развития детей дошкольного возраста занимались многие
отечественные и зарубежные ученые. Высокий вклад внесли такие отечественные
авторы как: А.П. Усова, А.В. Запорожец, Е.И. Тихеева, Н.А. Ветлугина, А.Г.
Рузская, В.П. Зинченко, Э.Г. Пилюгина, Л.А. Венгер и другие, а также зарубежные
педагоги: Я.А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори и другие [3].
На
нынешний момент существует потребность в изучении сенсорного развития детей
дошкольного возраста, как одно из ведущих направлений всестороннего развития
личности ребенка.
Главный вид
деятельности в дошкольном возрасте – игра. Через нее проходит развитие всех
психологических функций и сенсорное развитие тоже.
Таким образом, в
воспитательно-образовательный процесс необходимо включать дидактические игры,
упражнения для развития сенсорной способностей ребенка, основная задача которых
ознакомление младших дошкольников со свойствами предметов, что поможет ребенку
накопить знания о цвете, форме и величине предметов.
Исследования
итальянского ученого и педагога Марии
Монтессори показывают, что следует уделять большое внимание сенсорному развитию
детей дошкольного возраста. Ею была разработана система развития сенсорных
способностей у младших дошкольников, так же изготовлены специальные материалы
для дидактических игр и упражнений.
В нашей работе
мы показали эффективность использования Монтессори-материалов в работе с детьми
младшего дошкольного возраста.
При анализе
психолого-педагогической литературы по данной проблеме сделаны следующие
выводы:
- в дошкольном
возрасте интенсивно развивается игра, речь, что способствует формированию
словесно-логического мышления, произвольности психических процессов,
возможности формирования оценки собственных действий и поведения, развитие
сенсорных способностей;
- ребенок
младшего дошкольного возраста видит окружающий мир с помощью глаз и рук.
Потребность действовать с предметами, играть с ними неукротимо: ребенок все
хочет взять в руки, опробовать предмет в действии. В основе его познавательной
деятельности лежат сенсомоторные процессы, деятельность всех анализаторов. В
процессе развития восприятия особое значение имеет формирование обобщенных
способов обследования предметов, так называемых перцептивных действий;
- система
развития сенсорных способностей по концепции Марии Монтессори стимулирует в
ребенке стремление к развитию заложенного в нем потенциала, к самообучению и
самовоспитанию. На воспитателя в данном случае ложится обязанность
организовывать деятельность малышей, предлагая при этом помощь ровно в той
мере, которая необходима для появления у ребенка заинтересованности;
- Монтессори-материалы
открывают путь к миру для ребенка. Все детские впечатление об
окружающем мире, все несистематизированные познания, становятся упорядоченными
и осознанными благодаря занятию с дидактическими материалами.
Материалы Марии Монтессори – это инструменты, с помощью которых
ребенок опытным путем познает окружающий мир и упражняет
как физические, так и духовные функции. Играя
с дидактическими материалами, упорядочивая их, ребенок упорядочивает и свой
внутренний мир, учится разбираться в своих эмоциях и впечатлениях.
Результаты
экспериментальной работы по развитию сенсорных способностей младших дошкольников по средствам
Монтессори-материалов подтвердили выдвинутую гипотезу и позволяют сделать
следующие выводы:
- Проведенная нами работа показала, что дошкольный возраст очень важен для развития сенсорных способностей детей. Развитие у ребенка этих способностей должно быть постоянно на виду у воспитателя, родителей и осуществляться различными средствами и методами, и так же с помощью дидактических пособий и игр.
- Монтессори-материалы служат важным средством сенсорного воспитания ребенка, которое составляет основу обучения ребёнка в дошкольном и младшем школьном возрасте. Эти материалы устроены так, чтобы ребёнок мог с их помощью совершенствовать, прежде всего, свои практические умения и сенсорику.
- В ходе проведения теоретической и экспериментальной работы показывалось, что сенсорное развитие происходит в процессе самой различной деятельности. Содержание дидактических пособий, их структура, игровые действия и правила направлены на то, чтобы помочь систематическому развитию ребенка. Игры просты и доступны, они позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий.
Список
литературы
- Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе - Ростов н / Д: Феникс, 2006.- 332 с.
- Блонский Г.Ш. Введение в дошкольное воспитание. М, 2007, гл. V. Монтессори. - С. 95 -111.
- Валентинов П.С. Мария Монтессори и ее метод // Ребенок в детском саду. -2001. № 34. - С. 3-5.
внедрение в образовательные отношения элементов системы Монтессори является важным моментом как для сенсорного развития дошкольников, так и для развития в целом. Желаю успехов!
ОтветитьУдалитьЕкатерина, Ваша тема исследования очень актуальна в наше время. Как мы знаем, что готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития, поэтому необходимо его применять уже с младшими дошколятами. Желаю успехов в дальнейшем исследовании!
ОтветитьУдалитьИнтересная система (но в некоторых моментах спорная), нравится тем,что строится на самообучении,саморазвитии.Тем,что ребенок познает мир и себя.
ОтветитьУдалить